Get Adobe Flash player
Главная >> Консультации >> Логопед >> Коммуникативная деятельность у детей

Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Мартьянова Екатерина Павловна

Под коммуникативной деятельностью мы понимаем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение, поддержать общий разговор, активность в общении, умение внимательно слушать собеседника, адекватное использование речевых и неречевых средств общения.

            На основании выявленных особенностей общения и индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи работа по развитию коммуникативных умений включает в себя следующие этапы.

 

Ι. Подготовительный этап

            Цель данного этапа состоит в подготовке ребёнка к полноценному речевому общению, путём активизации невербальных способов коммуникации и повышения мотивации к речевой деятельности. Он включает в себя три направления:

            1. Создание условий для повышения речевой мотивации дошкольника.

            В работе можно использовать такие приёмы, как: обращение к ребёнку с речевыми поручениями, провокационными вопросами; поощрение его инициативы; включение самих родителей в игры, требующие совместного речевого взаимодействия.

            2. Развитие невербальных средств общения.

            Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики.

Например, игра «Имитация»: взрослый просит ребёнка найти среди картинок всех весёлых (грустных, злых и т.д.) людей и зверей. Затем предлагает воспроизвести на лице сходное эмоциональное состояние, разрешая ребёнку смотреть на соответствующие картинки.    

            Игра «Обезьянка»: играют ребёнок и взрослый. Ребёнку даётся задание изобразить какую-либо эмоцию: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Взрослый – «обезьянка», повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться

выполнять всё точно, копировать все движения, позы, выражения лица. Затем исполнители могут поменяться ролями.

Игра «Угадай-ка»: взрослый просит ребёнка показать какую-либо эмоцию. Остальные дети или (и) взрослые смотрят и пытаются угадать это эмоциональное состояние, назвав его и подняв соответствующую пиктограмму. 

ΙΙ. Основной этап

            Данный этап направлен на развитие коммуникативных навыков, связных высказываний ребёнка и формирование эмоциональной лексики. Этап также состоит из трёх блоков:

            1.  Формирование эмоциональной лексики.

              В работе могут применяться следующие задания.

Игра «Скажи ласково» (образование слов с ласкательным значением):        вкусный – вкусненький, грустный – грустненький, хитрый – хитренький, весёлый – весёленький и т.п.

            Игра «Я начну, а ты продолжи»: взрослый произносит предложение, выделяя в нём голосом какое-то слово, а ребёнок подбирает к этому слову синонимы:

            Радостный зайчик бежит по дорожке. Радостный…(весёлый).

            Грустный ослик гуляет на полянке. Грустный…(печальный, унылый).

            Игра «Скажи правильно»: взрослый произносит отдельные слова, а ребёнок должен составить правильное предложение и произнести его:

            Ребята, весёлый, выбежать, на, улица (Весёлые ребята выбежали на улицу).

            Грустный, львица, сидеть, озеро, около (Грустная львица сидит около озера).

2. Развитие речевой коммуникации на материале связных высказываний ребёнка.

Ребёнку предъявляется определённая игровая задача, например, вылечить больного котёнка. В ходе её решения дошкольник под руководством взрослого учится планировать будущую деятельность: необходимо поехать в ветеринарную клинику, поговорить с врачом, купить в аптеке необходимые лекарства и т.д. Потом взрослый даёт образцы ролевого поведения и ролевой речи, при этом используются наглядные приёмы, схемы. Сначала действия выполняются с

партнёром-куклой, а затем – с ребёнком. Таким образом, в ходе работы получается рассказ, который ребёнок в дальнейшем пересказывает.

3. Закрепление и совершенствование навыков речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.

            Основными приёмами обучения ребёнка являются игры-драматизации, сюжетно-ролевые инсценировки, моделирование коммуникативных ситуаций, сочинение историй, сказок с опорой на наглядность и др.

Реализация коммуникативных задач предполагает формирование разнообразных и устойчивых мотивов общения, преодоление его ситуативности, а также развитие у детей умения устанавливать взаимоотношения с окружающими и положительно относиться к ним. Необходимо учить детей осознанно отбирать речевые и неречевые средства в разных коммуникативных ситуациях, развивать активность, самостоятельность в процессе общения.

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Электронная библиотека

Случайное фото

IMG_2198.JPG
Сейчас 13 гостей онлайн