Get Adobe Flash player
Главная >> Консультации >> Логопед >> Недоразвитие речи

«Что такое общее недоразвитие речи?»

Общее недоразвитие речи ─ различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Для ОНР характерными признаками являются: позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

  

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР

 

Первый уровень развития речи (отсутствие общеупотребительной речи) характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения. Дети этого уровня общаются при помощи лепетных звуков и жестов. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать─ «древ» (дверь)), и наоборот─ названия предметов заменяются названиями действий (кровать ─ «пат»). 

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи преобладают одно- и двухсложные образования, в отражённой речи ─ сокращения повторяемого слова до одного-двух слогов, все прочие звуковые элементы опускаются (кубики ─ «ку», карандаш ─ «дас»).

Второй уровень развития речи (зачатки общеупотребительной речи), который характеризуется более высокой готовностью к усвоению грамоты. На этом уровне общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых нерасчленёнными звуковыми комплексами (обрывками слов), но и при посредстве достаточно постоянного, хотя и весьма искажённого и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Такая речь также глубоко недоразвита и не позволяет ребёнку усваивать грамоту в условиях обычного школьного обучения.

На данном уровне оказывается возможным произвольное воспроизведение звуков вне слова и поэтому более точная характеристика произносительного фонда ребёнка. В произношении могут быть выделены звуки, которые чаще всего произносятся правильно или легко образуются. Таковы, например, о, у, и, м, н, п, т, к, ф, в, х, б, д, г, л, у. Звуки, чаще всего отсутствующие: ш, ж, ц, ч, щ, л, р. Звуки, чаще всего искажаемые: с, р, л, ы.

У детей также выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

В отличие от речи предыдущего уровня с преобладанием в ней односложных звуковых комплексов, дети способны правильно воспроизвести ритмический контур двух- и трёхсложных слов, а также небольших предложений.

У детей, достигших третьего уровня речевого развития (развёрнутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития) оказываются в значительной мере сглаженными проявления, свойственные тяжёлым степеням несформировавшейся речи.

Довольно обширный словарный запас, наличие правильно построенных предложений, меньшее разнообразие фонетических дефектов делают устную речь этих детей более полноценной, чем на предыдущих уровнях, позволяющей значительно более широко осуществлять общение с окружающими. У таких детей уже нет заметных, грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических затруднений.

В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Недостатки произношения на данном уровне выражаются в следующем.

1. Отсутствие звуков. Отсутствующие звуки либо опускаются, либо замещаются другими.

2. Неправильное произношение звуков. Это обычно выражается в атипичном для русского языка артикулировании звука, как например: межзубное произношение свистящих и шипящих, горловое произношение р и т.д.

3. Неправильное использование звуков. Неправильное использование звуков предполагает умение артикулировать тот или иной звук, однако это умение либо вовсе не используется, либо используется нестойко. Сюда же относятся смешения звуков, когда возникает взаимное замещение их в речи.

На данной ступени при недостатках произношения отдельных звуков возникает умение воспроизводить слова, состоящие из 4-5 и более слогов, и пользоваться ими в речи (конфеты – «конвети», черепаха – «телепаха», ножницы – «носьниси»). Но ещё нередко можно встретить опускание слогов и перестановки.

 

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Электронная библиотека

Случайное фото

IMG_3956.JPG
Сейчас 41 гостей онлайн