Get Adobe Flash player

 nalog2017-2 ufns2

Главная >> Консультации >> Логопеда >> Рассказ по картинкам

 Составление рассказа по серии картинок

 Меледина Екатерина Павловна

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы – фонетико – фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений  в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

 

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально – психологических особенностей. С этой целью на основании данных логопедического обследования и последующих динамических наблюдений мы решили использовать такой вид деятельности, как составление рассказа по серии картинок, связанных единым содержанием. Работа педагога или родителя сводится при этом к созданию условий для свободной манипуляции картинками, когда дети передвигают картинки с места на место. Предполагаемая нами система призвана развивать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, на наш взгляд, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольников деятельности с серией картинок, которая должна носить характер технологии.

 

Мы выделяем следующие этапы:

  1. Предварительный, в котором рассматриваются последовательность действий, наблюдаемых или проживаемых ребенком в реальной жизни, и последовательности событий в знакомых литературных произведениях.
  2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей деятельности с серией картинок. Задача педагога – адаптировать каждый шаг к конкретному ребенку.При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
  3. Проверочные задания Составление рассказов детьми по собранной ими серии картинок.

Проводить деятельность с серией картинок желательно в утренние или вечерние часы, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Затрачиваемое время для детей до 4 лет не должно превышать 5-6 минут, до 5 лет – 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть заняты этой деятельностью  до 15 минут, в зависимости от интереса. Очень важно сформировать у детей мотив к этой деятельности. Примеры такой мотивации: для детей младшего возраста порадоваться картинкам, положенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния – пропеть песенку, произнести рифмованный  текст).

- Для детей 4-5 лет мотивом может служить помощь какому-либо герою              (Чебурашка хочет разобраться  в картинках)

- Детям 5-7 лет важен мотив соревнования (работа на скорость без ошибок)

Предварительная деятельность.

-----------------------------------------

  1. Во время общения с детьми спросить: «Что мы сейчас делаем (делаешь?)»

Например, дети намыливают руки в ванной, Спросите:

- Что мы делали до этого?

- Открыли кран с водой.

- Что будем после того, как намылили руки ?

- Будем мыть руки под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.

- Зачем мы все это делаем?

- Чтобы руки были чистыми перед едой. Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

2.  После чтения какого-либо литературного произведения взрослый на глазах у детей производит раскадровку текста. Например, по сказке «Красная шапочка»

Кадр 1. Мама с дочкой разговаривают. Мама просит дочку отнести гостинец

бабушке.

Кадр 2. Красная шапочка идет по лесу.

Кадр 3. Волк разговаривает с Красной Шапочкой. Он хочет узнать, где находится

дом бабушки. Красная шапочка говорит Волку, куда она идет.

Основная задача взрослого: упражнять детей в выстраивании причинно- следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию.

Система игровых упражнений.

---------------------------------------

Шаг № 1

Цели:

- Научить ребенка раскладывать картинки слева направо в одну линию.

- Развивать умение видеть серию картинок в целом.

- Развивать у ребенка умение соблюдать правила игры.

Игровое действие.

Дать в руки ребенка картинки и предложить разложить их в одну линию. После этого ребенок должен убрать руки за спину или сложить их на коленях.

Следует держать игровое ограничение – ребенок больше не должен трогать картинки руками.

Шаг № 2

Цель: находить основных героев и общие объекты на всех картинках.

Игровое действие.

Поиск сквозных героев и предметов, которые изображены на всех картинках.

Шаг № 3

Цель: находить,перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.

Игровое действие.

Предложить ребенку, глядя на картинки, определить место, в котором происходит действие.

Шаг № 4

Цель:  научить ребенка определять время событий, происходящих на картинках, перечислять их и обобщать.

Игровое действие.

Определение времени года или частей суток.

Сначала подбирается серия картинок с явно отмеченным временем года или частью суток.

Ребенок отвечает: «Это день и это лето». Затем предлагаются картинки, где идет смена частей суток или времен года.

Шаг №5

Цель:

Учить ребенка выстраивать последовательность действий (начиная с любой картинки)

Игровое действие.

Ребенку предлагается взять любую картинку и положить на какое – либо место. Поиграть в игру «Что было раньше – что будет позже», поочередно добавляя картинки слева и справа, выстроить логический ряд.

Шаг № 6

Цель:

Учить ребенка составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Игровое действие.

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую схему.

Однажды (указание времени года, части суток) в таком – то месте (указание места

действия) такой – то герой (указание сквозного героя) делал то – то с такой – то целью. Потом этот же герой делал (действие и цель действия) и далее по количеству картинок. В результате получилось то – то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный герой  такой – то. Придумать название получившемуся рассказу.

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Случайное фото

IMG_3993.JPG
Сейчас 198 гостей онлайн