Get Adobe Flash player
Главная >> Консультации >> Логопед >> Развитие речи пятилетних

Развитие речи детей пятого года жизни

Трунова А. Р.

Для развития речи ребёнка лучше всего использовать игы и упражнения. Ребёнок может подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определённый звук, ребёнок начинает понимать,  что звуки в слове разные.

«Найди первый звук»

Игра  учит чётко выделять в слове первый звук. Для этой игры нужна игрушечная машина и другие игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машинке тех зверят, название которых начинается со звука «С» (слон, собака). Если ребёнок называет слово, в котором нет звука «С», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину козу и  машина не едет, потому что в слове коза нет звука «С».

Развитый речевой слух даёт возможность ребёнку различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.

Взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса. Затем эта рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Прндложите ребёнку закончить самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

 

«Кто больше слов скажет»

Ребёнок называет качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид герев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребёнку картинку – например, белочку – и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая,  шустрая,  быстрая,  смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушкизапасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично даётся задание про других зверят: зайчик – маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок – с длинным хвостом, любопытный.

 

«Кого можно гладить»

Игра знакомит детей с многозначным глаголом «гладить».

Ежа нельзя гладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котёнка, ребёнка). А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом всё это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

-  Что делает котёнок, когда его гладят? (Мурлычит, выгибает спинку.) У каких объектов  есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана…

«Ручка – ножка»

Игра знакомит с разными значениями слов «ручка», «ножка».

- Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем кто придёт, ручку подаёт. (Дверная ручка)

- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

- Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

- Закончи предложение: ручка нужна, чтобы… За ручку можно…

- А какие предметы мы называем словом «ножка»?

- Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому»?

Заменяет многозначные слова в словосочетаниях.

- Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идёт… (шагает). Снег идёт… (падает). Поезд идёт… (едет, мчится). Весна идёт… (наступает). Пароход идёт… (плывёт).

Закончи предложения. Мальчик пошёл… Девочка ушла… Люди вышли… Я пришёл… Саша идёт медленно, а Вова идёт… Можно сказать, что он не идёт, а…

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и так и впервые прочитанные.

Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта. Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…»,  «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…».)

«В гостях у лесника»

Упражнение в подборе однокоренных слов, побуждающее детей к составлению творческого рассказа.

-Дети, сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога… (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты… (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий).

-Как много тропинок в лесу! По какой бы тропинке нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

-Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается. Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:

-Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь… и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а ребёнок называет действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приёмом обучения становится план, который предлагается  ребёнку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»

Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребёнку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Электронная библиотека

Случайное фото

IMG_0930.jpg
Сейчас 21 гостей онлайн