Get Adobe Flash player
Главная >> Консультации >> Психолог >> Негативное поведение

Негативное поведение

Негативные формы поведения в дошкольном возрасте

 

Хохлова Л.А.

Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с №56 г.о.Самара

 

К наиболее типичным для дошкольников вариантам негативных форм поведения относятся: повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность.

 

 Повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, становясь устойчивым качеством личности.

 

 

Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника, драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Однако, несмотря на все очевидные различия, агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

 

Довольно часто приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует окружающих взрослых. Самое сложное в такой проблеме — реакция взрослого человека на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. К сожалению, обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончательно, даже если вынуждаем ребенка подчиниться нам. В иных случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребенком, то есть попросту отвергаем его.

Вот две причины, по которым оба способа так вести себя обречены на провал. Во-первых, длительность и интенсивность упрямства ребенка внутренне связаны. Во-вторых, взрослые, несмотря на всю твердость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить детей в своей правоте. Чем сильнее окружающие пытаются повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать наш авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением.

Основной причиной возникновения упрямства является нарушение взаимоотношения родителей с ребенком. Так, например, как это бывает, когда малыша кормят насильно в первые месяцы его жизни или когда вынуждают к повиновению десятком различных способов. Хотя родители убеждены, что делают все ради блага ребенка, сам он этого не понимает, сердится, злится.

 

Дух противоречия — то же самое, что непослушание. К тому же ребенок может не слушаться именно конкретного человека, но быть послушным с другими людьми. В этом случае враждебность ребенка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот. Мы говорим — белое, он — черное, мы заявляем, что уже поздно, а он — рано, мы отмечаем: сегодня хорошая погода, он возражает — нет, отвратительная. Но самое огорчительное, он не только убежден в том, что говорит, но и поступает согласно своему убеждению. Иметь дело с таким ребенком — все равно что беспрестанно воевать с ним, потому что он все время находит, против чего возразить или восстать.

Хотя многие связывают дух противоречия с определенными периодами в развитии ребенка, не все так просто. И пока взрослые не дадут ребенку убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание - бесполезное дело.

Самое полезное в данном случае — просто улучшить взаимоотношения с ребенком. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что любимы взрослыми. Практика показывает, что если окружающие ребенка взрослые всеми силами постараются вести себя так, чтобы он поверил в их доброе отношение к нему, дух противоречия исчезнет сам собой.

 

Эмоциональная неуравновешенность. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

До тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к специалисту. А вообще лучше не придавать слишком большого значения переменам его настроения и позволить ребенку самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

 

Рекомендации для  родителей по эффективному взаимодействию с детьми

 

- Следует  упорядочить систему требований , следите за своими поступками, показывая личный (положительный ) пример.

 

- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

 

- Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

 

- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 

- Направьте его энергию в положительное русло, например, в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции и  управлять своим поведением.

 

- Предъявляя ребенку свои требования,учитывайте его возможности, а не свои желания.

 

- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 

- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

 

- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение , причиняет страдания близким людям.

.

- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый./ например, скажите ему: Зачем ты так делаешь , ведь ты хороший, добрый!/

 

- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить , громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование « Кто громче крикнет , «Кто выше прыгнет,» « Кто быстрее пробежит».

 

Обновлено (02.02.2015 21:17)

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Электронная библиотека

Случайное фото

IMG_4092.JPG
Сейчас 14 гостей онлайн