Get Adobe Flash player
Главная >> Консультации >> Воспитателя >> Проблемы социализации детей в современном мире

Проблемы социализации детей в современном мире

Тимченко Галина Сергеевна

 

В настоящее время ситуация в системе образования складывается таким образом, что на первое место в развитии дошкольников выдвигается исключительно интеллектуальный компонент. Обучение детей направлено преимущественно на получение навыков чтения, письма и счета. Важность социальной зрелости для перехода на следующий этап развития и поступления в школу недооценивается. А если ребенок не будет уметь существовать в согласии с социумом, который будет его окружать в школе, неизбежно начнутся проблемы в учебе, с классом, с педагогами, в семье.

 

 Главным фактором развития социализации является коммуникативная инициатива - способность осознанно организовывать свое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, первому идти на контакт. В реальной жизни это умение задавать вопросы, спокойно выражать несогласие, попросить о помощи или самому предлагать помощь, разрешение конфликтов мирным путем и т. п.

Потребность и умение общаться со сверстниками является необходимым условием успешной социализации. Связь между общением и успехом становится особенно очевидна в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте все дети хотят дружить с теми, кто легко идет на контакт, делится различной информацией. Это их считают «хорошими детьми». Ребенок, популярный среди сверстников, более уверенно дает устные ответы, спокойнее переживает собственные ошибки и внешнюю критику, быстрее осваивает новую, непонятную информацию

 Осознавая важность умения ребенка общаться со сверстниками, родители могут помочь ему в двух отношениях. Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком. Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки. Так же взрослые не должны (за исключением крайних случаев) вмешиваться в игры со сверстниками, чтобы ребенок сам проигрывал разные модели разрешения различных ситуаций. Доброжелательное, спокойное, тонкое и творческое вмешательство родителей способно организовать общение детей с максимальной пользой для каждого.

 Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним родителей, степень и своевременность их помощи. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи и служит препятствием для развития саморегуляции и инициативы. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, не осваивает нового навыка, но самое главное, теряет веру в свои силы, испытывает чувство беспомощности, у него формируется зависимость от окружающих его людей. Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.

 

 Если родительская помощь недостаточна, ребенок испытывает ощущение «брошенности». У некоторых детей такое отношение блокирует всякую активность, они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые. У них надолго сохраняется убеждение: «У меня ничего не получается». Иногда дети в подобных ситуациях проявляют максимум усилий и настойчивости, чтобы достичь того, что хотят родители, и таким образом добиться их любви. Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем, для того чтобы доказать родителям: «Я достоин вашей любви».

 К 7 годам из-за особенностей развития функций мозга у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». «Надо» убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. - все это побудительная, активизирующая функция воли. «Нельзя» разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки  У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того, чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

 

 Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей 6-7 лет в коллективах, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии ребенка и его готовности к школьному обучению.

 

 

Календарь

Информер праздники сегодня

Случайное фото

IMG_0913.jpg
Сейчас 29 гостей онлайн